МБУК ЦБС МО "Хоринский район"

Официальный сайт

Исследователи Краеведом Харитоновым В.А. обнаружены архивные документы, указывающие на то, что для строительства бурятских дацанов часто приглашали русских мастеров, так по «особливому договору» 1818 г. – иркутские цеховые Теплых и Домнин, а с другой стороны – главный тайша Хоринских родов Дынпил Галцанов, заключили контракт о строительстве каменного Кундуйского дацана.

Исследователь Л.К. Минерт считает, что «главный храм Анинского дацана является выдающимся произведением бурятской культовой архитектуры, не имеющим аналогий по своей планировочной и композиционно-пространственной структуре в буддийском зодчестве соседних стран. Его остатки имеют несомненную архитектурную и культурно-историческую ценность и должны быть сохранены для потомков».

А.М. Позднеев, посетивший дацан в 1916 г., в своих заметках отметил, что «относительно главной кумирни Анинского дацана, по соображении всех ремонтировок, пристроек и надстроек, можно было догадаться, что в настоящую пору она имеет форму, близко подходящую к форме Джидинского дацана. Оба эти дацана при своей перестройке, были расширены так, что в них вся первоначально построенная кумирня была обращена в помещение одного только алтаря, втрое же большая его, собственно служебная часть кумирни была пристроена заново. Таким образом, обе эти главные кумирни как в Джидинском, так и в Анинском дацанах получили вид не квадратных, а продолговатых зданий, в которых служебная часть значительно превосходит главное святилище кумирни».

Базар Барадин, посетивший дацан в 1907 г. писал, что « этот дацан очень маленький и имеет образец Лойлона, т.е. божественного дворца (8 углов) и к нему сделана пристройка… по тибетскому образцу. Сама пристройка гораздо больше размеров дацана, в нем совершают службу, а внутренность самого дацана служит всецело алтарем и в нем помещаются иконы. Икона главного алтаря – Зонхава ».