МБУК ЦБС МО "Хоринский район"

Официальный сайт

Происхождение хори-бурят     Тоонто нютаг, родина, родная земля. Та, которую знаешь до мельчайших подробностей, с ее бескрайними степями, опоясанными ленточкой голубых рек, с ее священными горами и почитаемыми обоо, с ароматами крутых склонов каменистых сопок. Земля, овеянная легендами и преданиями, земля, взрастившая знаменитого Бабжи-Барас-батора хори-бурят. Родина древних святых и других служителей культов, людей простых, умноживших славу и богатство нашего рода. Любовь к родному краю, знание его истории - это основа духовной культуры народа. И на этой родной земле воскресают родословные нити к нашим далеким пращурам. Чтобы узнать, откуда наши корни, каков исторический путь, пройденный нашими далекими предками, мы обратимся к летописям, статьям и публикациям разных авторов.

В книге М. Н. Мельхеева "Географические названия Восточной Сибири" отмечено, что Прибайкалье и Забайкалье, как показывают исследования археологов, были населены людьми, начиная с конца древнекаменного века, около 25000-15000 лет назад. В степях Забайкалья существовала культура раннескотоводческих племен, которые и явились основой формирования позднейших бурят и других степных племен.

Опираясь на статью Б.Доржиева "Бурятия в Средневековье", попытаемся проникнуть в глубь веков. Средневековая эпоха (V-VIII B.) - это особый период истории Бурятии, в течение которого постепенно шло становление бурятской народности.

С III века д.н.э. в раннем средневековье происходило передвижение древнемонгольских (протобурятских) племен, связанное со сменой друг друга.

Так, в III-II вв. д.н.э. в Прибайкалье появляются тюркоязычные курыканы, вытесненные гуннами из Забайкалья. С их приходом из Забайкалья ушли самодийцы (ненцы, энцы, селькупы и др.) и часть тунгусов. После этого здешние раннемонголы (протобуряты), тюрки, остатки тунгусов стали жить рядом друг с другом. Из этих групп сформировался сильный курыканский союз, который существовал до IX в.

В Забайкалье в начале средневековья - на рубеже V-VI вв. поселилось раннемонгольское племя Буртэ-Чино (Бурита-шоно), тотемное название шоно-волк.

В VII-IX вв. племя Буртэ-Чино вступило в тесный контакт с местным тюркским племенным объединением - байегу - байырку. В результате постепенной ассимиляции образовалась новая этническая общность баргуты, которые стали говорить на монгольском языке. В летописи В. Ю. Юмсунова "История происхождения одиннадцати хоринских родов" написано, что один из сановников по имени Барга-батор-тайсун-нойон взял с собою младшего сына царя по имени Буртэ шоно и бежал с ним. Он переправился в стране Гонбо через множество рек, перевалил через множество перевалов и, наконец, остановился на южном берегу озера Байкал, где встретился с народом Бэдэ, имевшем здесь свое исконное обитание. Когда он рассказал обо всех причинах и обстоятельствах своих странствий, тот народ посовещался между собой и решил возвести Буртэ шоно нойоном над всеми на том основании, что он царский сын. Его возвели в 304 году по русскому летоисчислению в нойоны, а Барга-батор-тайсун был произведен в его сановники.

Спорными остаются даты рождения и прихода Бортэ (Буртэ) -Чино (Ноено). Если профессор С. Ш. Чагдуров считает, что 1700 лет назад прибыл с юга наш пращур Бортэ-Чино, то в "Духэригэй" литэ написано, что Буртэ-Чино родился 1240 лет тому назад. Конечно, такое расхождение в датах вводит читателей в заблуждение. Поэтому разрешение этого вопроса - прерогатива ученых-исследователей.

Длительный исторический путь, пройденный хоринцами, очень сложен и во многом не ясен. Вопрос о происхождении хори-бурят затрагивался во многих исторических и этнографических трудах. В работе Г.Н. Румянцева "Происхождение хоринских бурят" говорится, что генеалогический миф хоринцев приурочивает их первоначальную родину к верховьям реки Лена и к острову Ольхон.

В X веке в Забайкалье на историческую арену выходит ранне-монгольское племя кури (хори, хор). Они вступили в союз с туматами (тумэдууд), которые жили западнее хори. Очевидно, что туматы были потомками курыкан-бурят. В монгольской истории-хронике "Сокровенное сказание" в числе других монгольских племен упоминаются хори-туматы. По "Сокровенному сказанию монголов", во главе хори-туматов находился Хорилардай мэргэн. В состав этого племенного объединения входили разные родовые группы различного происхождения. Стойбище данного объединения находилось в стране Баргуджин-Тукум. (Это, по всей вероятности, территория от бассейна Ангары и Лены на западе до Приононья на востоке). Ареал расселения хори-туматов был велик.

Обратимся к трудам Ш. Б. Чимитдоржиева. В частности, в книге "Хождение хори-бурят к белому царю" читаем: "Хоринцы, как все бурятские роды, занимались кочевым скотоводством и охотой, и их образ жизни носил весьма подвижный характер. Они находились в постоянном движении. К тому же из-за пастбищных и охотничьих угодий, из-за албату имели место междоусобицы. Эти и другие причины могли вызвать перемену мест обитания хоринцев. Если в древности и раннем средневековье хори-буряты жили в Прибайкалье, то в позднем средневековье они обитали в Забайкалье"

Далее, в своей статье "Бурятия в средневековье" Б. Доржиев отмечает, что в XI веке группа средневековых хори в составе прото-монгольских киданьских племенных войск вторгались в курыканские владения. Курыканы-тюрки, не желавшие подчиниться завоевателям, ушли на север и там положили начало формированию якут¬ского этноса. Здесь основным населением становятся курыканы-буряты. В то время, считает Н. П. Егунов, во всем Прибайкалье образовался общий племенной союз, состоящий из хори-туматов и бурят-курыкан. Этноним "буряты", согласно одной из версий, впервые возник в курыканское время. Тогда в Приангарье обитало тюркоязычное племя буруты (буряты, по бурятски - буридууд), состоящее в курыканском союзе. Со временем они смешались с хори-монголами и стали назвать себя бурятами. Сначала этот термин стал названием прибайкальских, затем забайкальских племен. Значительно позже, в XVII веке, монголоязычные племена Прибайкалья стали называться бурят-монголами. Таким образом, наши предки жили за 3-4 столетия до Чингисова государства.

Согласно легенде, приведенной в "Монголын нууц товчоо", одним из основных предков был Буртэ-Чино, супругой была Гуа-марал. У них было несколько сыновей, одного их них звали Хорилардай Мэргэн (Хоридой-Мэргэн). Супругой была Баргуджин-Гуа. У них родилась дочь Алан-гуа в хори-туматской земле, в местности Арих-Усун. В земле хори-туматов начались ссоры из-за звероловческих угодий, и их род хорилар откочевал к Бурхан-Халдуну в районе реки Онон. Как повествует легенда, представители местного рода братья Дува-Соохор и Добуун Мэргэн увидели, как по речке Тунгелик подкочевывает к югу незнакомое племя. Добуун-Мэргэн навестил незнакомцев. Он узнал и о девушке. Звали красавицу Алан-гуа. Вскоре, посватавшись, Добуун-Мэргэн взял Алан-гуа в жены. По утверждению С. А. Гурулева, в средневековой монгольской историографии Алан-гуа считается родоначальницей рода борджигин, к которому принадлежал и Чингис-хан. Многие ученые считают эту историю вымышленной, мифической. Однако в летописях она изложена с такими необычайными подробностями, подкупающими простотой и логичностью, что в нее нельзя не верить. В истории назван род хорилар, указан предводитель, родоначальник Хорилардай-мэргэн, говорится о хори-туматской земле. Далее в летописях приведена подробная родословная, восходящая к Чингис-хану. Если следовать родословной, то между Алан-гуа и Чингис-ханом насчитывается десять поколений. Это позволяет вычислить время, на которое приходится жизнь Алан-гуа, признавая ее за историческое ли¬цо. И это время определяется концом IX в.

Отсюда можно сделать вывод о существовании племенных группировок, которые впоследствии составили ядро бурятской национальности в IX в., т.е. задолго за 3-4 столетия, до периода монгольских завоеваний. Эти племенные группировки имели тесные связи с монголами.

В начале XIII в. образовалось единое Монгольское государство. Ему был подчинен бурятский племенной союз. Состоящие в данном союзе бургуты сразу стали на сторону Чингис-хана, добровольно присоединились баяуты, ойраты. Силой были покорены туматы, хори, меркиты и лесные народы Прибайкалья. В своей книге "Сказания об облавных охотах" Гурулев пишет, что племя хори подчинилось монголам и сохранило определенную самостоятельность, хотя оно было полностью передано в ведение ойратов. Вместе с тем отдельные родовые группировки не разделяли политику вассальной подчиненности кому-либо монголам или ойратам. Они либо поднимались на борьбу, либо присоединялись к тем, кто искал лучшую долю. Вот почему родовые группы хори разбросаны среди многих народов-монголов, тувинцев, баргутов.

Время не сохранило подробностей периода вассальной зависимости хори от ойратов. Лишь известно, что позднее хори перешли в подчинение к баргутам, а затем оказались в вассальной зависимости у восточномонгольского Алтан-хана (1532-1582). Вероятно, в это время хори кочевали в Барге (Внутренняя Монголия КНР). В 90-х гг. XVI в. хори, кочуя в Барге, принадлежали уже солонгутскому князю Бубэю. Хори предприняли попытку бежать от Бубэя, но через несколько лет их основная часть была возвращена в Баргу.