МБУК ЦБС МО "Хоринский район"

Официальный сайт

История сел Алан
      
Село Алан расположено в живописной местности на правом берегу реки Она у подножия горы Сагаан Уула. Село опоясывает цепь гор.

До Октябрьской революции местные буряты вели в основном кочевой образ жизни. По данным переписи 1900 года, в Анинском родовом управлении, в состав которого входили такие улусы, как Алан, Энхэ Тала, Байсын Эбыр, богатых семей - 13 дворов, середняков - 12 дворов, бедняков - 127, малоимущих - 30.

В 1921 г. была организована первая комсомольская ячейка, которую возглавил Улзыто Цыбжитов. Осенью 1921 г. в местности Хотогор в частном доме открылась первая школа. Первый учитель Цыремпил Цынгуев - местные звали его Халхаа багша.

В 1929 г. была создана сельскохозяйственная коммуна «Улаан-Туяа», затем сельскохозяйственная артель «Ленинэй Туяа». В хозяйстве насчитывалось 150 коней, 95 голов крупного рогатого скота, 125 овец, 7 телят, 3 плуга, 2 бороны, 8 войлочных юрт, численность рабочих составляла 40 человек.

В 1931 г. в местности Малые Кули образовалось второе хозяйство «Улаан Туяа». В ее состав входило 30 семей. В местности Худак образовалось охотоведческое хозяйство. Эти артели в 1934 г. объединились в колхоз «Путь Сталина».

 

  Амгаланта
   
В восточной части нашего района в межгорной долине, в 60 километрах от Хоринска, находится небольшое село Амгаланта. Соседними являются села Ашанга и Георгиевка. Раньше Амгаланта называлась Наhала, так называлась река. Позже, при распространении ламаизма, улус был переименован в «Амгаланта» - благополучный, спокойный утолок.

Семьи группами проживали в местностях Дарька, Бильчир, Ундэр, Майла, Дубгэр, Шулуута. Было около 54 семей, кочевые жилища которых были разбросаны на десятки километров. До 30-х годов XX века жителями формировавшегося села были одни буряты трех хоринских родов: Хубдууд, Галзут, Харгана.

В 1930 году возник ТОЗ (товарищество по обработке земли), в который вступило 10-12 семей. Именно это время положило начало появлению и развитию населенного пункта. Позже ТОЗ преобразовался в колхоз имени «III Интернационала». Молодой коллектив возглавлял Ринчинов Цыдып-Доржи Дагбаевич. Колхоз дал название улице, получившей название Интернациональная.

Двадцать лет Амгаланта вела самостоятельное хозяйство. На левом берегу реки Амгаланта была кузница, которая принадлежала Будаеву Балдану. В селе делали кирпичи из глины. Занимался этим делом случайно заехавший в село русский по фамилии Вавилов.

В селе имелись дом животноводов, клуб, молочная ферма, машинно-тракторная мастерская, 3 гурта КРС, конюшня, фельдшерский пункт, тракторно-полеводческая бригада, 9 отар овец.

В 1952 году Амгаланта и Ашанга слились и образовали колхоз имени «Ленина». 1 декабря 1953 года Амгаланта вошла в состав совхоза «Анинский». В 1967 году Амгаланта стала отделением совхоза «Георгиевский». В 2001 году Амгаланта — член СПК «Дружба».

Начальная школа в селе была построена на средства родителей и открыта в сентябре 1944 года. Первой учительницей была Цыденжапова Ц-Д. Ц. В 1991 году Амгалантинская начальная школа реорганизована в основную общеобразовательную, а в 1996 году — в среднюю. В сентябре 1995 года построено новое каменное здание на 320 мест.

 

    Анинск

Одним из притрактовых сел было село Онинский станок, ныне Анинск. В нем находились пересыльный пункт, миссионерское училище, ферма, кирпичный завод, Николаевская церковь. В миссионерском училище останавливался на ночлег царь Николай во время своей инспекционной поездки. Это была большая деревня, где жили Поповы, Козловы, Корнаковы, Соловьевы, Носыревы, Нифонтовы, Плешковы, Батурины, Косыгины. Тракт проходил через Онинский станок, через Зыргэлей. До Оботы была прекрасная дорога, по ней находилось несколько мостов. Они были крепкие, красивые, на ряжах. Эти мосты строил Иван Чупров. На расстоянии от Анинска до Хоринска производились бега, особенно в Масленицу. Жил в Анинске Эрдэни Вамбоцыренов -последний хоринский тайша.

В Онинском станке рядом с домом Лосева Ивана стоял большой красивый дом, который поставил врач Бадмаев Петр. Он держал ферму, коров молочной породы. Когда он уехал, дом долгое время стоял со всем убранством, обстановкой заколоченный.

В архиве района хранится один любопытный документ - протокол заседания аймревкомитета от 25 июня 1923 года, где постановили ходатайствовать перед Бурревкомом о бесплатном отчуждении в собственность аймака здания, находящегося в Анинском станке, принадлежащего доктору Бадмаеву и построенного им для маслодельного завода. В 1940 г. в Анинском станке жило 226 чел.

 

    Ашанга  

В 1930 году была организована сельхозартель «Тэмсэлын Шэмэг». В 1932 году образовалось село Ашанга. Он находится в 45 км. от районного центра Хоринск.

Раньше наши земляки жили разбросано по всей Ашангинской долине и вели полукочевой образ жизни.

Сейчас наше село образовалось в СПК «Ашанга». Это уже хозяйство с развитым животноводством и земледелием, оснащенное современной техникой.

Есть и свои народные умельцы как Доржиева Галина Найдановна. Она шьет бурятскую национальную одежду для нашего фольклорного ансамбля «Ашангын эрьедэ». Есть также резчик по дереву Цыбиков Найдан Дашижамсуевич, также он и художник - оформитель. На все праздники оформляет наш СК.

 

    Баянгол
   
Улус Баянгол имеет и другое название – Хахир (по названию речушки в долине которой находился). Улус входил в состав Галзутской инородной волости Верхнеудинского уезда. Бурно проходили собрания галзутской волости, на которые собирались окрестные буряты из земельных обществ.

В 1928 г. организовался ТОЗ, “Урда-Бэа”, Парижэн коммуна. В 1929-30 гг. – образовалась коммуна Улан Баянгол. Председателем был Бато Сандаков. В 1931-32 гг. образовался колхоз им. Кирова. Первым председателем был Базар-Дара Гасаранов. В 1957 году из колхоза образовался совхоз, в дальнейшем переименованный в “Удинский”, первым директором был Илья Дамбуевич Дамбаев. Ныне совхоз переименован в СПК “Удинский”. Баянгольская начальная школа открыта в 1936г. Первыми учителями были: У.У. Уладаев, Е. Бураева, С.Ц. Цыбикжапов.

Ныне в с. Баянгол проживает 420 жителей, 79 дворов. В с. Баянгол работает неполная средняя школа (учащихся 54), детский сад “Сэсэг”, фельдшерский пункт, клуб и сельская библиотека.

 

    Булум

Булум - небольшое бурятское село, расположенное в 28 км от районного центра с. Хоринск. До возникновения коллективных хозяйств на селе буряты размещались по родовым кочевьям и в течение четырех времен года они постоянно кочевали с места на место. К сожалению, летопись не донесла до нас, кто первым поставил здесь свою юрту и дал селу название. Давным-давно, 140 лет назад, жил здесь бурят по имени Жандабаев Дубшан. Весной и осенью он с семьей проживал в местности Жаргаланта.

Река Уда образует угол, что по бурятски означает «Булан». Со временем в слове «булан» последний звук ассимилировался и стал произноситься как звук «м». Отсюда и пошло название улуса, села - Удын-Булам, что по-русски звучит как «Булум». До коллективизации местные буряты проживали обособленно друг от друга. Они жили в местностях Барун-Булаг, Номто, Горхон, Зэргэлэй, Жаргаланта, Тахархай, Шаазгай. А когда образовался колхоз, их всех свели в одно место. При появлении Зэргэлэйского сомона была проведена коллективизация. В 1920-1922 г.г. зайсаном был Табданов Галдан.

После создания ТОЗ руководителем был избран Сандитов Дондок. В 1930 г. был создан колхоз «Улаан морин». Его руководителем стал Дондоков Доржо (Удай).

В 1933 г. в результате слияния нескольких хозяйств был создан большой колхоз «Дампилон», руководителем которого стал Гылыков Мархуу.

В 30-е годы был создан колхоз имени Карла Маркса. Первым его председателем был Жамсаранов Шираб. Слава о колхозе-миллионере гремела в округе. В числе первых в республике колхоз обзавелся автомобилем «Волга».

В 1940 г. в Булуме была открыта начальная школа.

В годы Великой Отечественной войны колхозники им. К. Маркса, сверх плана за два года сдали государству 5800 пудов хлеба, внесли на строительство танков 135 тыс. рублей, боевой техники - 90 тыс. рублей, о чем свидетельствует письмо Сталина. Сейчас село Булум входит в территорию Краснопартизанской сельской администрации и проживает в нем 226 человек. Не всякое большое село имеет свой музей, а в Булуме создан прекрасный историко-краеведческий музей.

 

    Верхние-Тальцы

Село Верхние Тальцы возникло 230-240 лет назад. Основателями села были Кучумовы, Мироновы, Филипповы.

Верхне-Талецкая волость занимала территорию от Онохоя до Хоринска. Входило в нее 10 больших сел. В 20-х годах был создан крестьянский комитет. Он объединял 30 крестьянских хозяйств. Первым основателем его был Николай Петрович Стрежнев. В селе были созданы ТОЗы, рыбартель «Охотник».

В 1929 г. организована коммуна «Первое мая». Первым председателем был двадцатипятитысячник, токарь из Ленинграда Волков.

В период коллективизации в 1930 г. был создан бурятский колхоз «Оборона СССР». В 7 км. от Тальцов в с. Карбаиновка был организован колхоз «Красный партизан», в 3 км. от Тальцов в Шанатском стане - колхоз «Новый путь». Три сельхозартели слились в колхоз им. Димитрова.

В архивных документах (в протоколах съезда уполномоченных от Верхнеталецкой волости в 20-е годы) упоминается вопрос о ремонте плашкотов Верхнеталецкого карбаза, о переправе через р. Уда в с. Верхне-Талецкое и с. Кульске по вскрытии реки, об уплате жалованья перевозчику Ларионову за содержание переправы за год в сумме 930 рублей.

 

    Георгиевка
  
Буквально на голом месте образовалось село Георгиевка. Шел март 1935 года. Земельное управление республики приняло решение об организации колхоза имени Шмидта. Государство выделило ему 40 лошадей. Колхоз начинался с пустыря, на котором одиноко стояла юрта. В колхоз потянулись новоселы - 4 семьи переселились из Чикоя, три семьи Лужниковых и Колосовы. На новое местожительство приехали одни мужчины с тем, чтобы засеять зерновые. В ту первую весну тут сумели поднять 200 гектаров целины. И долго думали о том, как назвать свое село. Его нарекли Георгиевкой - по имени первого председателя нового колхоза Георгия Алексеевича Колосова. В первый год было всего два дома - в одном пекарня, в другом - контора. В ней же за перегородкой жила семья председателя из 6 человек. Остальные семьи жили в Булуганске, Нарин-Горхоне. Одна за другой справляли новоселье семьи Степана Лужникова, Николая Перебоева, Сергея Алимасова, Петра Смородникова, Петра Елизова и других.

Два первых неурожайных года сделали свое дело - из 24 семей переселенцев сбежала половина. Правда, через год обратно в колхоз вернулись 3 семьи. Колхоз имени Шмидта имел 600 гектаров пашни, 12 плугов, 2 лемеха, конную молотилку. Кузнецом, мастером на все руки был Сергей Борисович Алимасов. Жили новоселы со своим хлебом. Построили в колхозе свою мельницу, держали молочное стадо и отару овец. Перед войной в деревне насчитывалось домов 20. А сейчас в Георгиевке свыше 200 дворов и живут в ней те, кто когда-то забивал первые колышки в степи.

 

    Зун-Хурай
   
В начало 1942 г. было начато строительство Зун-Хурайского лесопункта. Поначалу жили в так называемых «балаганах», расположенных около леса, у реки. Вскоре стали строиться дома барачного типа. Такие бараки были построены в урочищах Дабаты, Харасун, Дондохул. Первым начальником лесоучастка был Горчаков Петр. Трудна была жизнь первых рабочих. Рабочий день длился с рассвета до заката, без выходных. Питание нормированное. Норма хлеба - 800 г рабочему, 600 г - служащему, 400 г - детям. В этом же году строится пекарня для рабочих. В 1943 г. была построена школа.

В конце 1945 г. - начале 1946 г. на заготовке леса использовался труд японских военнопленных. Сегодня памятью о их пребывании остались неухоженные места их захоронений. В июле 1950 г. образуется Зун-Хурайский сельский Совет, председателем которого был Бурдуковский И. В 1954 г. построен мост через реку Уду. В 1953 г. было заложено строительство детского сада. В 70-е годы строится узкоколейная железная дорога, протянувшаяся от с. Новоильинск до с. Тужинка, для вывозки леса. В районе эту стройку называли «малым БАМом».

 

    Кульск
 
Более двух веков назад ссыльными казаками из центральных областей России на левом берегу реки Уда было образовано село Кульск. По предположению некоторых жителей, название села происходит от слова куль - мешок, потому что от села на юг расположено место между двумя горами, в середине большая равнина, а горы эти как бы сходятся, образуя мешок. Кульск был волостным центром, куда входили Кижингинский, Хоринский, Еравнинский, часть Заиграевского аймака. А также он был центром культуры и просвещения. Здесь 18 июля 1869 г. открылось двухклассное приходское училище. Оно состояло из пяти отделений. Учились пять лет. В первый год было набрано 17 учеников. С 1 по 3 отделения считались начальными классами, 4 и 5 - старшими. Для проведения урока музыки служило пианино, а у дьякона была скрипка. Первыми учителями были священник Пляскин Н.В., Шубин Ф.В., Иванова Н.Н., Антипкинские. В этой школе учились дети зажиточного сословия. Наказывая детей за непослушание, ставили их на колени у доски, оставляя без обеда.

Из отчета учителя Кульского приходского училища Забайкальской области: «За 1872 год видно, что крестьянские дети, в особенности проживающие по разным селениям, уволенные учителем к своим родителям на каникулы или на праздники, в назначенный срок не являются, а оставляются родителями дома под предлогом дороговизны содержания в Кульском селении и этим отвлекают их от учения».

Тогда наезжало в эти края много ссыльных - «поселенцев», так их тогда называли местные жители. Хотя они были мирными людьми, сельчане их сторонились, старались не общаться. Среди них были «самоходы» - люди, которые приезжали сюда строить крупные объекты. Их руками были построены больница, церковь, дома.

В Кульске был открыт первый телеграф, установлена первая в аймаке паровая мельница, куда на помол муки приезжали с Еравны, Кижинги, Заиграева, большое зернохранилище под названием «Мангазей».

В селе действовал кооператив, который обеспечивал население продуктами. Созданное кредитное товарищество давало ссуды на приобретение нужных орудий труда и домашнего скота.

В 1923 г. открылась семилетняя школа. В эти же годы была проведена телефонная линия. Большой вклад в развитие телеграфа внес Ситников Д.Т., заместитель начальника почты. Он протянул телеграфную линию от Кульска до Хоринска.

В 1923 г. с 25 по 28 ноября в селе проходил 1 аймачный съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. Сохранилось здание, где проходил съезд, на нем мемориальная доска. Этот памятник истории охраняется государством.

В 1930 г. образовался колхоз «Родник». Его первым председателем был бывший подпольщик, партизан Лухнев Александр.

В 1936 году появился первый трактор, а спустя два года - грузовая машина. В 1954 году колхоз «Родник» был переименован в колхоз имени Маленкова.

В 1943 году был открыт детский дом для беспризорных детей, в нем воспитывалось около 150 детей, это были дети, оставшиеся без матерей, и дети, отцы которых погибли в годы войны. В детском доме работали кружки: художественной самодеятельности, музыки, был духовой оркестр, работала швейная мастерская. В 1959 году детский дом расформировали.

В 1923 году села Кульское и Санномысск исключаются из Верхне-Удинской волости Верхне-Удинского уезда и включаются в Хоринский аймак. Постановлением Президиума ВЦИК от 4 февраля 1926 года центр Хоринского аймака был перенесен из Кульска в с. Додо-Анинск.

 

    Ониноборск
    
Ониноборск, как населенный пункт, возник на трассе Московского тракта приблизительно в 1726-1740 годах, если основываться на данных В.В. Воробьева, известного автора историко-краеведческих исследований. Происхождение названия села М.Н. Мельхеев объясняет: Она - река, Ониноборское - село за Онинским сосновым бором.

У этого села своя летопись, которую долгие годы собирал и составлял один из ее жителей Ильин Иван Петрович (1910-1997), бывший партийный работник, много лет работавший в отделе охраны памятников истории и культуры. Из его летописи мы узнали, что в числе первых поселенцев был некто Белоусов, перекочевавший с семьей из Посольского монастыря. В 1930-е годы в селе проживало шесть семей Белоусовых. Поселился в селе Бородин Петр из витимской тайги. Его сын Артемий Петрович стал одним из самых богатых подрядчиков по перевозке грузов от Верхнеудинска до Читы, под гужевым транспортом он имел ежедневно до 90 конных подвод и до 30 возчиков в обозе. Артемий был «добрым богатым», обходительным со своими работниками. Молодым семьям он давал помощь на обзаведение лошадью, постройку дома. Такая же была и хозяйка, его жена Прасковья, все ее называли в обращении «барыня». Она была совершенно не похожей на богатых деревенских женщин - одевалась изысканно, по моде городских барышень, часто выезжала в специальной крытой коляске типа «лимузин» в Верхнеудинск за покупками. После смерти хозяина размер хозяйства начал сокращаться, и у сына Антона оно уже стало середняцким.

После Бородина состоятельными людьми были братья Дубинины и Баньщиков. С 1900 по 1918 г.г. в селе в небольших лавках торговали приезжавшие купцы: Гриф Исай, Кац Соломон, Байзоров Матвей. Искусным гончаром была Марья Артемьевна Малкова.

Березовский Василий открыл мастерскую по выделке из кож юфти, хрома, дубленых подошв, сконструировал двухконную мельницу особой конструкции, организовал драмкружок. В 20-е годы жил здесь поляк Гвановский Моисей Григорьевич, который был мастером печных дел. В Сибирь он попал из Брянской области, где работал чернорабочим на заводе сельхозмашин. Затем завербовался на строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Он был смелый человек с рабочей закалкой, с обостренным чувством критики. В селе мужики говорили: «Попал Моисею на зуб».

Потомству Ильиных в селе положил начало Иван Андреянович Ильиных (впоследствии фамилия стала звучать как Ильины). Где-то в 1850-е годы он, уроженец села Монастырщина, прибыл на вечное поселение из Томской губернии. Он был сослан в Сибирь по приговору суда за побег со службы в царской армии. Иван Андреянович Ильиных прослужил пять лет из двадцатипятилетнего срока. Побег он совершал трижды, за что подвергался палочной экзекуции - его прогоняли через строй, давая по 50 палок. После третьего побега он был снова обнаружен, арестован и сослан. Прибыв в Ониноборск, Иван Андреянович поступил в работники к Бородину. Санномысская девушка Наталья Челондаева стала его женой. Иван подрабатывал на выгонке дегтя, смолы, позже этим занимались его сыновья Павел и Никифор. Их стали звать дегтярями. Иван Андреянович был крепким и сильным мужчиной, не пил, не курил, прожил 97 лет. Его сын Павел был хорошим охотником, рыбаком, умел плотничать, строить, мастерить сани, выделывать кожу, шить сбрую, обувь. Сын Павла Петр был грамотным человеком, хотя и не получил образования. Вернувшись в 1921 году из германского плена, он свободно владел немецким языком и неплохо играл на скрипке - редком по тем временам для захолустной сибирской деревни инструменте.

Мы представили лишь небольшую часть летописи села Ониноборск, составленной Иваном Ильиным.

Дело, начатое дядей, продолжил его племянник, агроном по специальности - Валерий Александрович Ильин. Дополненная им летопись села Ониноборск опубликована на страницах районной газеты «Удинская новь».

 

    Санномысск
   
Село Санномысск образовалось более 150 лет назад. Первоначально село называлось Горячкино. Его население составляли ссыльные казаки из центральных областей России, которые после отбытия ссылки остались здесь на постоянное жительство.

Как гласит местная легенда, цесаревич Николай, проезжая в 1891 году по этим местам, сделал привал на мысе в местности Тапхар, где сейчас находится археологический памятник федерального значения - стоянка древнего человека. На этом месте наследник престола хорошо отдохнул. Ничто не потревожило сон и покой путешественников. Утром, проснувшись, будучи доволен своим отдыхом, Николай Александрович произнес: «Какой добрый и сонный мыс!». С его легкой руки местность стала именоваться «Сонномысском», затем в правописании слова появилась буква «а», а первоначальное название «Горячкино» забылось вовсе.

В селе было 120 дворов. Жители занимались хлебопашеством и скотоводством, возили грузы на золотоприиски в Хому и Ципикан. В 10 км от села добывали известь, выжигали смолу для хозяйственных нужд. В 1889 году в Санномысске была открыта школа. В мае 1923 года в селе проживало 317 человек. На всю деревню у кулака Филиппова была крупная молотилка. У некоторых зажиточных кулаков имелось по 40 дойных коров и по 60 овец.

В 1932 году здесь образовался первый колхоз «Пламя», председателем которого стал Дмитрий Челондаев. В колхоз входило 98 дворов.

 

    Тарбагатай
 
Западнее Санномысска располагается небольшое село Тарбагатай. При въезде в него взору открывается гора Байзыг. Деревню обрамляют и другие горы с оригинальными названиями, Закамень-первый, Закамень-второй. Село возникло в прошлом столетии, основано было переселенцами с запада, которые в поисках лучшей жизни приехали в эти прекрасные места. В начале село располагалось на берегу реки Уды, но при наводнении село затапливалось, и старожилы были вынуждены искать другое место.

Название села произошло от названия животного - тарбаган, которые в больших количествах водились в окрестностях.

Основные фамилии переселенцев - Скворцовы, Капорские, Рассадины, Машановы, Новицкие, Холмогоровы.

В местности Улунта в шалаше Николай Холмогоров с тремя поселенцами в годы революции печатал листовки и воззвания. По доносу одного пастуха подпольная типография была разгромлена.

В центре Тарбагатая стоит старинный памятник, он возведен на могиле трех партизан, погибших в схватке с каппелевцами. В феврале 1920 года здесь были похоронены изрубленные до неузнаваемости партизаны Ананий Капорский, Иван Машанов, Николай Капорский. Возле могилы раньше возвышалась красивая церковь, но в начале века она сгорела дотла.

Первым председателем сельхозартели был Еремеев Андрей Архипович.

В 1931 году в Тарбагатае был образован колхоз «Искра», потом «Гигант». Первым председателем колхоза был Георгий Иванович Холмогоров. Первый трактор появился в колхозе в 1936 году, первая машина - в 1937 году. В 1931 году в бывшем доме купца Кирилла Михайловича Холмогорова открылась школа, в том же году в селе появились клуб и библиотека, которыми заведовал Николай Дмитриевич Челондаев. В 1938 году открылся фельдшерский пункт, в котором стал работать Тарасов Иван Яковлевич. Во время Отечественной войны в селе был открыт детский сад, куда ходили 110 детей, заведующей была Скворцова Евдокия Ивановна. В селе функционировала мастерская, где ремонтировали обувь, сбрую, хомуты. В 1923 году население Тарбагатая составляло 632 человека.

 

    Тохорюкта
  
На левом берегу р. Курба в местности Алан в 1929 г. была организована первая коммуна во главе с Аюшеевым Дашабылом. Преимущество отдавалось Алану, т.к. там находилось единственное просветительское учреждение - ликбез. Коммуна просуществовала 2 года и в 1931 г. была преобразована в ТОЗ, который назывался «Ответ кулакам». Существовали ТОЗы: им. «Ленина», в который вошли семьи, жившие в Тагархае, Хухэ-Шулуте, Булуме; ТОЗ «Большевик» из семей, живших в Тохорюкте, Энгире, Алын-Хойморе; ТОЗ «Хубисхал» (семьи Ангутана, Шэбиртуя). Весной 1934 г. в результате объединения двух ТОЗов возникла артель им. Разумова, позже артель «Арбижил».

 

    Тэгда
  
Верхнекурбинский сомонный совет образован в 1927 году в результате объединения двух сомонов: Могойского и Ойбонтовского. Жители Могойского сомона заселяли долину реки Курба в урочищах Хонгитуй, Усть-Хасурта, Эжитуй, Хайл, Тэгда, Бильчир, Могой, Дээдэ Нута, Доодо Нуга. На территории Могойского сомона проживало 206 семей, или 708 душ, из них грамотных — 202 человека, 39 лам, 112 бедняков, 85 середняков, 9 кулаков.

В 1928 году на общем собрании члены 28 семей решили создать ТОЗ (товарищеское общество обработки земли). В это общество вошло 23 семьи, управляющим правления был избран Бальжинов Бадмажап. Колхозники единогласно решили создать селение, строить дома, скотные дворы. 11 ноября 1929 года была создана коммуна «Шэнэ Ажал», в нее вошли 11 семей (23 члена), из них 16 старше 17 лет.

В селе Бильчир первый колхоз был организован в 1932 году. Первым председателем колхоза имени «Калинина» был Чимитов Н.Л.

В 1939 году организован Курбинский леспромхоз, как Ойбонтовский лесопункт от Хоринского леспромхоза. Техника тех лет была примитивной, лес валили двуручной пилой, трелевали на лошадях. Вывозка леса производилась на конной телеге, летом по лежневым дорогам, зимой — по ледяным. Нагрузка на один воз составляла летом 3-4 куб. м., зимой 5-6 куб.м.

Во время Великой Отечественной войны верхнекурбинцы прославили свою малую родину беспримерными подвигами и героизмом. Н.С. Афанасьев, уничтоживший более 200 фашистов из своей снайперской винтовки, получил звание Героя Советского Союза Указом Президиума Верховного Совета в 1944 году.

В начале 50-х годов произошло укрупнение трех колхозов («Шэнэ Ажал», «Арбижил», имени Калинина) в один под названием имени Калинина. Председателем колхоза стал Гунзенов Ц-Д. Г. Укрепилась материальная база, стало возможным развернуть сельское строительство. Колхоз стал развивать такие новые отрасли, как птицеводство, свиноводство, закупался племенной скот.

В 1957 году колхоз имени Калинина вошел в состав совхоза «Хоринский». Были образованы в Тохорюкте отделение № 6, в Тэгде - № 5. В декабре 1961 года был образован Курбинский совхоз, состоящий из трех отделений. Первым директором был Балбаров Ц.Б.

 

    Удинск
  
Много-много лет назад из Кижингинских степей переехал в Удинскую долину один бурят, которого звали Бадма Бисингаевич. Он принял крещение в Кульской церкви. Крестивший его поп Машанов, не мудрствуя лукаво, дал новокрещенному свою фамилию и имя - Данила. Так родился новый христианин Данила Машанов, он же Данила-бабай. От него и повелась родословная Машановых. Данила-бабай обосновался в местности Поднаран со своими 35-ю коровами и 250-ю лошадьми. В 1914 г. его внук Кирилл Екимыч (младший) начал рубить дом на тарбагатайской почтовой станции. За лето плотники срубили два дома в этом же станке. В те годы там стояло вразброс с десяток домов. Вслед за ним построили дома Стуковы, Горчаковы, Верещагины, Лосевы, Колобовы. Дома вывозились из Зун-Хасурты, Алана, Замакты. В местности Булак до сих пор сохранилась стоянка, где была по¬ставлена водяная мельница, которая действовала до 30-х годов. Жили там семьи Цыдыпа Бадмаева, Д. Цыбенова, Дымбрылова. Самыми крупными были здания почтовой станции (при ней содержалось до 30 пар лошадей) и Галзутской инородческой волости (здание перевезли в с. Баянгол). Был еще тарбагатайский этап, в котором содержали каторжников. Около подстанции (где сейчас МТС совхоза) сохранилось основание этого пересыльного кордона - так местные жители называли этап. Женщины носили туда арестантам хлеб и молоко. Один из каторжников после отбытия срока остался жить здесь, женился. Им был обрусевший татарин Иван Зарипов. Жил он в работниках у Кирилла Машанова.

В 1917-1918 гг. было организовано кредитное товарищество галзутов, первым председателем которого был Жана Дашиев. Бурно и активно проходили собрания галзутской волости, на которые собирались окрестные буряты из земельных обществ: Ойбонтын булак, Ханжаргалантай булак и др. Это товарищество выделяло крестьянским хозяйствам единовременный кредит в размере 25 рублей, занималось торговлей племенным скотом, сельхозорудиями, дележом сенокосных угодий. Оно же открыло свой магазин в Анинском дацане. Помнят старшие Машановы, как через их село проезжал наследник престола Николай Романов, будущий император, как старательно и с усердием готовились жители к этой встрече. На подводах возили гравий, песок, засыпали грязь, лужи. Везти будущего царя выпало Лосеву Василию, который довез высокого гостя до Шанатска и был удостоен награды - золотой монеты.

В 1947 г. 11 февраля в колхозе Сталина Удинского сельсовета была организована звероферма с 15 серебристо-черными лисами.

В октябре 1957 г. Тарбагатайский станок был переименован в село Удинск. Сейчас это современное село с населением 2010 человек.

 

    Хасурта
  
Основателями Хасуртайского поселения были карымы Хоринского ведомства. В 1821 г. они приняли на поселение крестьян-старообрядцев из с. Куйтун Куналейской волости. Центральная улица Хасурты растянулась на 4 километра. Если пройдешь по улице из конца в конец, то увидишь и резные тесовые ворота, и избы-связи, и старинные дома пятистенки, и резные окна с наличниками. Потемневшие от времени толстые бревна домов помнят вековую историю заселения этого края семейскими. Образовалась Хасурта давно, свое имя селение взяло от бурятского слова «хасуури», что означает ель - «еловка». В 1804 году хоринский тайша Будаев за принятие бурятами православия выслал крещеных инородцев в знак наказания в лесную глушь с ключевой речонкой - Хасуртой. Оседлые инородцы образовали много смешанных браков. Позднее сюда прибыли куйтунские староверы-переселенцы, потомки оседлых бурят, которые исповедывали православие, назывались карымами. По сведениям Кульского волостного правления за 1884 г., селение Хасуртаевское находилось в 25 верстах от тракта, число дворов - 15, крестьян и оседлых инородцев 74 чел. В 1897 году население пополнилось 29 ссыльными. В селе была семейская часовня, православная церковь, школа, 7 мельниц. До 1920 г. у семейских совершалось более 160 молебнов в год. Население занималось промысловой охотой на белку, соболя, заготовкой орехов, ягод, сенокосом, сплавом леса, огородничеством. На каждый двор приходилось в среднем 7-10 гектаров пахотной земли. Сейчас в этом селе есть прекрасный школьный музей истории семейских. В 2004 году село отметило 200-летие со дня своего образования.

 

    Хоринск
  

Село Хоринск образовалось путем слияния двух небольших разобщенных селений: Думы и Базара. Дума - центр Хоринской степной Думы, официальная резиденция тайши. Базар - в нем проживали в основном ясачные крестьяне и проходили торговые ярмарки. После упразднения стенных дум, селение стало называться Никольское. В 1917 г. селение было переименовано в Додо-Онинское (по-бурятски Доодо-Анаа, т.е. Нижняя Ана, по названию реки). После образования бурятской автономии и Хоринского аймака селу было присвоено название Хоринск. Между двумя этими поселениями было полверсты. Раньше на этом расстоянии пускали коней для скачек.

В предместье Базар жили Корнаковы, Вандакуровы, Батурины, Труневы, Махаловы, Курбатовы. Были среди них и зажиточные богатые люди. Некоторые из них имели по нескольку домов и торговые лавки. Название Базар происходило от часто устраиваемых здесь торгов, ярмарок. Ярмарки начинались с Николина дня (19 декабря). «Никольский торг всему указ», - говорили в народе. Крестьяне торговали мясом, салом, кожей, мукой, пушниной. Товару было много, его раскладывали на столах, часть продавали в лавках. Для того, чтобы каждый день не раскладывать товары и снова их не убирать, нанимали сторожа с ружьем, которому хорошо платили. На ярмарку приезжали именитые купцы из Иркутска, Читы, Верхнеудинска.

В предместье Дума находились приходское училище, Свято-Никольская церковь, степная Дума. Здесь жили: Гуляевы, Татауровы, Языковы, Козловы, Нифонтовы, Носыревы. По воспоминаниям известного старожила села Трунева Е.Ф. (1902 г. рождения), в приходском училище было 3 класса. Занятия начинались с 1 сентября и продолжались до Пасхи. Изучали письмо, математику, пение, Закон Божий. Стихи заучивали так крепко, что они помнились всю жизнь. Писали ручкой с железным пером, носили холщовые сумки с нарисованными или вышитыми на них петухами. К сумке привязывались чернильницы. Порядок и дисциплина в школе были строгие. За невыполнение заданий, плохие ответы наказывали: ставили на колени стоять часами, иногда на доске, где был насыпан песок и мелкие камешки.

Махалова А.П вспоминает: «В одном кабинете сидели: один ряд - буряты, другой - русские. Писали на грифельных досках. Велись разные кружки: вышивания, переплетного дела, обучали игре на скрипке, мандолине, балалайке».

Из рассказов Батуриной Н.А.: «Зимой мы жили на заимках в Хорах. Там держали скот, жило там где-то 14 семей: Махалова Василия, Трунева Сергея, Батурина Александра, Корнакова Павла, Самбиловых, Козлова Степана, Татаурова Всеволода, Носырева Павла».

Хоринцы держали скот, имели покосы в местности Байсын-Эбыр, Хоры. За каждой семьей был закреплен определенный участок, который так и назывался, например: Бадмашкина заимка, Аюрин буса, Хандушкин Лог, Корнаковская протока, Батурин буса, Мухортушина канава и т.д.

К моменту образования района в селе проживало 6-5 семей. В 20-е годы в селе был образован народный дом - клуб, где проводились массовые мероприятия. Первый фильм, который показывали в аймаке, назывался «Волки» (о старых порядках при царской власти).

В 1932-33 г.г. были организованы ясли. Их здание находилось на ул. Кооперативная. Заведующей была Гуляева Екатерина. Детское меню включало: 50 г мяса, 30 г конфет, 40 г печенья - норма на 1 ребенка.

С 7 октября 1940 г. был пущен в эксплуатацию Хоринский мелькомбинат для размола государственного зерна. Мельницу строили несколько лет, начиная с 1933 г., приезжие рабочие с запада. Закрутились все колеса трансмиссий, заработал на всю мощь локомобиль. Здесь мололи крупчатку, дробили крупы, муку возили из Еравны, Кижинги, Заиграева.

В военные годы даже работала кондитерская: выпекали пряники, делали петушки, варили овсяной кисель, квас, повидло, мороженое. Одно время в Хоринске работала коммерческая чайная системы райпотребсоюза. Она была организована в апреле 1946г., заведующим был Жаркой, официанткой работала Евдокия Мартынова, буфетчицей - Скворцова Таисия, поваром - китаец дядя Коля. Чайная работала до 12 часов ночи, в ней была уютная обстановка: на столах - белые скатерти, салфетки, на креслах - белые чехлы, играл патефон, подавалось вино на разлив, вкусные обеды.

С 30-х годов открылись промысловые артели. Промартель  «20-я годовщина Октября» располагалась на улице Кооперативная, в нее входили парикмахерская, пошивочная мастерская, сапожный, столярный цех, фотография. Здесь изготавливали кирпич. Особым спросом пользовались работы столяров-братьев Асташовых, Зайцева, сапожника Дубяго.

В районе улицы Базарной работала промартель им. Энгельса, которая занималась производством смолы, бочкотары.

Промартель имела большие огороды.