Забайкалье XVIII век.
Свадьба хоринских бурят. В гостях у родственников. Ц. Сампилов 1943г.
Деяния российских императоров.
В начале XVIII века Петр Великий, будучи Царем всея Руси и позже первым российским императором, особое внимание уделял родине братских жителей - Забайкалью, которое к тому времени стало узловым пунктом дальневосточной политики разрастающейся империи, Петр I вплоть до своей смерти, целых двадцать три года вплотную занимался укреплением восточных окраин России. Его деяния в этой области вписаны в историю нашего края золотыми буквами:I. После 1703 года во многих сибирских острогах, воеводствах и губерниях сменилось начальство и в отношении к туземному населению стала проводиться более гибкая политика.II. И до и после основания Петербургской академии наук стали чаще отправляться научные экспедиции в Сибирь, это экспедиции Д.Т. Мессершмидта, Г.Ф. Миллера, П.С. Палласа и других, которыми впервые были собраны обширные материалы по истории, географии, этнографии огромного неведомого края.III.Одним из последних деяний Императора Петра I была командировка его близкого соратника, сербского дворянина, графа Иллирийского, Чрезвычайного и Полномочного Министра Саввы Рагузинского для установления русско-китайской границы.В проведении государственной границы самое активное участие принимали представители всех западных, восточных и южных бурят, о которых посол С. Рагузинский писал, что они "доброконны и доброоружны, не уступая природным россиянам, несут государеву службу". Границу проложили по вершинам величественных горных систем Тринадцати Северных ноёнов. Поэтому граница стала называться обоо хилэ, т.е. священными сопками. На этой великой меже на протяжении тысяч верст в непроходимых таежных дебрях были воздвигнуты множество обоон-сопок. Они были рукотворными сооружениями, стали объектами поклонения и свято охранялись всеми бурятскими пограничниками. Хоринцы несли караул в течение семидесяти лет на Ара-Мензинской заставе по протоке реки Чикой в горах Хэнтэя.IV. После кончины Петра I его внук, император Петр II в марте 1728 пожаловал всем хоринским и селенгинским родам золотые знамена, кроме того им было присвоено звание Сибирского пограничного иррегулярного войска, из которых через 36 лет их добрая половина была преобразована в 4 бурятских казачьих полка под командованием главного атамана, есаулов и сотников.
Свадьба хоринских бурят. Начало обряда.
Ц. Сампилов 1943г.
Указ Елизаветы Петровны.В 1741 г. императрица Елизавета Петровна своим Указом дала право на существование в Российском государстве наравне с православной и мусульманской религией, третьей конфессии - буддийской. Она утвердила штат - 150 комплектных лам, которые были "приведены к присяге на верноподданство России, освобождены от ясака и других повинностей и получили разрешение проповедовать среди кочевников свое учение". И не случайно, первые хуралы-молебствия в войлочных юртах - в "кошмовых" дацанах посвящались перерожденице буддийской богини Саган Дара эхэ, Белой Таре, как в старину называли русскую императрицу Елизавету. Создание первого законодательного акта"Цааза".В 1751 году впервые в истории бурятского народа сайтами хоринских, сонгольского и ашабагатского родов был составлен законодательный акт "Цааза". В нем приводится изречение "Будды Шигимуни", за тем следует краткая норма, санкционирующая распространение ламаизма среди кочевников. Спустя тридцать лет хоринские и селенгинские буряты на собрании старейшин выработали кодекс о браке и семье, по этому закону был уменьшен размер старинного калыма с 35 голов скота до 20. Хори-буряты накопили богатый опыт законотворчества. До середины девятнадцатого века хоринские тайши, верховные ламы и лучшие люди более десяти раз обновляли свои степные уложения, уставы и приговоры. Среди памятников по обычному праву бурят почетное место занимает "Хоринское положение 1851 года", состоящее из девятнадцати глав и 197 статей. Степные конторы, затем Дума и их учреждение самостоятельно проводили юридические расследования, судопроизводство и отправление наказаний...