МБУК ЦБС МО "Хоринский район"

Официальный сайт

Вручение знамен представителям одиннадцати хоринских родов
На прощальном приеме царь вручил представителям одиннадцати хоринских родов знамена. Затем торжественно заявил:- Езжайте домой. Скажите там, что никто больше вас не тронет. А коли осмелятся посягнуть, будут иметь дело со мной. Будет вам на это наш царский указ. Даю вам свободу на всем просторе вашей земли. Богатейте и размножайтесь!В тот исторический день, 22 марта 1703 года, в Высочайше пожалованном Указе царь Петр Первый, перечислил многих членов делегации поименно во главе с Баданом Туракиным, по достоинству оценил эту небывалую в истории миссию во имя дружбы между малыми и великими народами. И не зря в грамоте указано, что они "ехали к Москве такое великое расстояние и в пути всякую нужду на себе принимали и чтоб тех братских иноземцев тем не скорбеть..." Эти слова, по всей вероятности, изречены самим царем и по его повелению хори-бурятам было представлено право свободно кочевать по долинам рек Селенги, Уды, Хилка, Ингоды, а также по их протокам вплоть до границ с Монголией. Земли, навечно завещанные хоринцам, без разрешения хозяев, было строго запрещено занимать кому-либо. Вручение царского Указа в защиту "породной" земли братским иноземцам, для них было вдвойне радостным событием, ибо оно состоялось в год земляной овцы по старинному летоисчислению. Тогда, конечно, хоринскую делегацию, после успешных переговоров с Петром I, провожали из столицы, как государевых гостей, с подобающими протоколам почестями.Уже третий год на родине не знали о судьбе делегации. До родных и близких доходили слухи, распускаемые недоброжелателями из острогов, степных контор и ставок ханов-ванов. Они клеветали, что хори-буряты стали жертвами 15-тиголового мангадхая, собирают по улицам милостыню, а на обратном голодном пути стали каннибалами. К удивлению, оказывается и сегодня можно услышать подобное из некоторых средств массовой информации, газета "Буряад Унэн" о событиях 300-летней давности заявляет: "Из бурятской истории мы знаем лишь об одной унизительной поездке хоринских бурят в Москву..." Нет, никто не вправе давать такую оценку героическому подвигу наших предков, все они готовы были к самопожертвованию ради счастья родного народа и это доказала ценой своей жизни единственная девушка, которая совершала поездку во главе делегации. Великая Сестрица шаманка, живая богиня невольных путешественников, не выдержав далекой долгой земной дороги вознеслась на небо, она вместе со всеми выполнила долг перед своим племенем, бурятским и российскими народами. А ее товарищи вернулись к заморским братским племенам в целости и сохранности, самое главное, с добрыми вестями для всех. В такие судьбоносные периоды потомки легендарных племен Эхирита, Булагата и Хоридоя, как единокровные анда-побратимы, еще более сплачивались. Они, по всей вероятности, отправили своих сыновей по льду через Байкал, чтобы проводить братьев-хоринцев до родных мест и посмотреть новые кочевья в краю, где распространялось действие грамоты Белого царя. Наши предположения подтверждаются одной иволгинской летописью: "Начиная с 1704 года в течение 20 лет продолжалась перекочевка групп семей с той стороны Байкала к югу по реке Селенге, обосновываясь по урочищам до острога Селенгинск". Отдельные западные роды, постоянно подвергавшиеся притеснениям иркутских острогов, в этот период начали массовое переселение к восточным родственникам и стали занимать свободные земли в Баргузинской, Кударинской и Селенгинской степях. В 1761-1767 годах состоялась III-я ревизия, по этой переписке было подсчитано, что в нашем краю население прибавилось на несколько тысяч мужских душ. Так, например, в Баргузинский уезд переместилось больше сотни семей из рода шоно, хэнгэльдэр и баяндай. В селенгинском ведомстве количество селенгинских, иволгинских и кударинских бурят тоже возросло, и их численность по родам достигала: у харанутов - 698, у чернорутов - 506, ашабагатов -494, абзайцев - 267, ользонцев - 156, алагуевцев - 131, баабай-курам-чинцев - 159, Булагатов-бумалготольцев - 214 мужских душ. Из сборных - 230 и крещеных - 130 душ.Здесь также учтены переселенцы-галзуты - 230 душ, они, безусловно, имели регулярные контакты со своими сородичами, помогали обустраиваться всем на новых местах.Появлению в Прибайкалье больших и малых братских улусов со стороны местной русской администрации никаких противодействий не оказывалось.