О поездке делегации хори-бурят в Москву 1702-1703 гг.
Для обсуждения насущных проблем хори-бурят и принятия соответствующих мер был создан представительный суглан одиннадцати хоринских родов. Один из старейшин хоринских бурят, зайсан харганатского рода Тасха Бодороев на собрании заявил:— Надо ехать в Москву к белому царю, правду ему рассказать. По его предложению было принято решение: направить в столицу Российского государства к царю делегацию.
Возглавлять
делегацию было поручено зайсану галзутского рода Бадану Туракину и
зайсану рода харгана Даске Бодороеву. В состав делегации входили
"Бодонгутского рода зайсан Очихой Сардаев, да разных родов и улусов
шуленги: Шарахан, Тозе, Кондохой, Басутай, Баяндай, Тацур, Абундай,
Окин, Учир, да есаулы Баданова улуса Бонтурий, Дасиева улуса Адай,
Очихаева улуса Атарай. Кондохоева улуса Номой, Басутайева улуса
Ногшиной, Баяндуева улуса Харандай, Окинеева улуса Кемзей, Тацурова
улуса Танхай, Учирова улуса Ноточий, а также родовые ясашные братские
люди...". Этот список не полный, здесь люди перечислены в основном без
указания своих родов, но по старинным "Угай бэшэг" - "Родословным
запискам" представляется вполне возможным восстановление имен многих
членов делегации Выяснилось, что вышеупомянутый Баяндай являлся
шуленгой шарайтского рода Тасор Баяндаевым. Стали известны имена других
членов миссии: от харганатского рода - шуленга Даша Бундариев и
худайского рода - Доржо Уялгуев. Мы уверены, что поиск будет продолжен.
Духовной покровительницей высокой делегации стала главная шаманка-удаган
хуацайского рода 23-летняя Эреэхэн, в качестве толмача-проводника
посланцев сопровождал нерчинский приказчик Алексей Шергин. Вся делегация
состояла из 52 человек.Для
того чтобы успешно осуществить столь ответственное мероприятие в судьбе
своего племени, каждый род оказывал помощь делегации лошадьми,
вооружением, провизией, одеждой, пушниной, серебром, золотом. Осенью,
когда по-старинному календарю праздновался Сагаалган - Новый год,
хоринцы совершили жертвоприношение Хозяевам острова Ольхон - Тринадцати
Северным ноёнам, окропили стремена отважных всадников молоком и
проводили делегацию в дальний путь. Исторический поход хори-бурят
начался в год вороного коня, в 1702 году. В связи с тем, что поездка в
Москву была тайной, делегация казачьи остроги объезжала ночью, днем же
даже встречным братским людям не давали знать о целях похода..
Останавливались путешественники, как было ранее установлено, у
соплеменников, проживавших по Лене, Ангаре и Енисею. Здесь тогда
располагались улусы хоринских родов: галзутов, хуацаев, шарайтов,
гучитов и других. Они совместно с эхиритами, булагатами и хонгодорами на
протяжении многих сотен лет защищали от киргизов, джунгаров и русских
самую западную окраину Баргуджин-Тукум. Им не удалось противостоять
русскому оружию с огненным боем. Для бурятских племен наступили времена
жестокого гнета.Шарайтский
род долго отстаивал свои земли-кочевья на енисейских берегах под
нынешним Красноярском, был оттуда вытеснен к Нижнеудинскому острогу на
реке Уда, и, в конце концов ему пришлось переселиться в Балаганскую
степь в долину реки Унга. Последнюю остановку хоринцы сделали в
шарайтском улусе. Хозяева встретили гостей с хадаками, как
героев-спасителей родной земли, чествовали самыми почетными блюдами. На
прощанье подарили всадникам табун лошадей, помогли провиантом и фуражом.
Вполне возможно, что хоринская делегация пополнилась тогда
представителем шарайтского рода.Трудно
в течение нескольких месяцев ехать в сторону заката солнца, ежедневно
следить за ясным или пасмурным вечером и гадать, каким же будет
завтрашний день. Путникам выпало много испытаний: бураны, грозы, молнии и
пожары... Самыми большими преградами стали великие сибирские реки, их
приходилось преодолевать по льду, вброд, а порою и вплавь. Иногда
пробивались через лесной бурелом, прорубая просеки саблями. Не счесть,
сколько раз блуждали по бескрайним просторам, их поджидали "бохолдой" -
черти, волчьи своры, конокрады-разбойники и каторжане-беглецы. Но они
днем почти не слезали с коней, ночью под головы клали седла, под себя
стелили потник и засыпали одетыми. Это было пожертвование не ради личных
интересов, а тяжкие испытания принимались во благо будущего своих
родов. Бадан Туракин успокаивал спутников, говоря:—
Терпите, не за себя одних страдаем, сносим лишения и беды, рискуем
жизнью, не за себя одних, а и за тех, кто остался дома, в родных степях.
За наших старых матерей, наших отцов, за сестер и братьев, за малых
детей терпим муки.Поначалу,
чтобы не быть схваченным, караван далеко стороной обходил сибирские
остроги. По мере удаления от родины, путники перестали прятаться, стали
заезжать в русские деревни, татарские аилы, поселения других народов.
Хоринцы родились под счастливой звездой: их приезд в столицу совпал с
празднованием очередной победы над шведами. На Красной площади
происходили торжества по случаю победы - Виктории над рыцарями шведского
короля Карла XII.Не
кончились страдания и в Москве. В первый день в столице ночевали на
улице. С огромным трудом устроились в ночлежку в Китай-городе. Пока
добивались приема у именитых сановников, прошло много времени. Хорошо,
что в столице оказался Федор Алексеевич Головин, побывавший в конце XV11
века в Забайкалье. Он помог бурятской делегации и в устройстве их
жизни, и в переговорах с царскими сановниками, и, наконец, в организации
аудиенции у царя.