МБУК ЦБС МО "Хоринский район"

Официальный сайт

Религия  Как известно, до XVIII века буряты в основной своей массе придерживались шаманской веры. В своих хрониках Тугулдур Тобоев указывает: "Среди хоринских бурят религия Будды не была широко распространена. Вследствие этого до того имелось лишь незначи­тельное количество людей, знавших грамоту. Большинство их все же ее не знало и исповедывало исключительно шаманскую веру".

Возникновение шаманизма связано с первобытными религиоз­ными представлениями об окружающем мире. Как указывает П. Т. Хаптаев, шаманисты делили мир на три части: верхнюю - небо, среднюю - землю и нижнюю - подземное царство.- Последователи шаманской веры поклонялись различным явлениям природы, вечному синему небу (Хухэ мунхэ тэнгэри), земле (Улган Эхэ), они также почитали различных природных духов, а также души умерших пред­ков и родственников. По их представлению каждое место имеет сво­его хозяина - в лесу, горах (эжин), в водных источниках (сабдаг). Поэтому с давних времен, проезжая мимо таких священных мест необходимо оказывать знаки почитания их хозяевам. В Хоринском районе такими почитаемыми местами считаются "Наран хада", "Настасья хада", "Тапхар", "Уулэн-хаан", "Хутагта - хада", "Дылгыр-Хаан", "Санта-Уула", "Саста-Уула", "Даша Буурал Баабай", "Шэбээтэ", "Наран Хатан Эжи", "Борхотын шэлэ", "Даша Дондок Буурал Баабай", "Хусоота Буурал Баабай", "Хайлааhата Хатан Эжи". "Баян-хада", "Шэбэрэй Улан", "Модото хада" и др.

В конце XVII - начале XVIII пека в Бурятию стала проникать буддийская религия. Однако ее распространение было неравномер­ным. Ламаизм проникал в Забайкалье в основном через племена, вышедшие из Центральной Монголии – табангутов, монголов, атаганов, хатагинов. Поэтому ранее всего ламаизм распространился среди селенгинcких бурят. Среди хоринcких бурят ламаизм начал распро­страняться с середины XVIII века, у аларских и тункинских бурят с XIX века, а к другим западным бурятам стал проникать лишь в кон­це XIX - начале XX века. Здесь необходимо отметить, что проникно­вение буддизма в Бурятию сопровождалось его ассимиляцией с ме­стными шаманскими верованиями. В 30-х гг. XVIII века известный путешественник Гмелин при посещении хоринского тайши отмечал, что вместе с ламаистской молельней в юрте тайши находились ша­манские онгоны, а вокруг жилища - шесты с насаженными на них для шаманской жертвы баранами.

В оформлении буддийской церкви значительную роль сыграло Российское государство. Впервые царское правительство обращает внимание на вероисповедальные дела бурят-буддистов в 1727 г, в связи с проведением государственной границы между Россией и Китаем по Буринскому договору. По мнению Саввы Рагузинского, для сохранения мира, безопасности границ и устранения внешних влия­ний полезно будет учреждение самостоятельно управляющейся бу­рятской ламаистской церкви. Так, в "Инструкции пограничным дозорщикам" 1728 г., которая была составлена С. Рагузинским, было изложено постановление о ламах: "1) лам заграничных, чужих подданных не пропускать; 2) приложить все усилия для развития авто­номии местного ламства; 3) ежели оставшихся лам в российской стороне по нынешнему разграничению недовольно, то в таком слу­чае выбирать между собой из каждого рода по два мальчика благора­зумных и к науке способных..." Кроме того, Рагузинский учредил должность главы забайкальских лам, назначив на эту должность ти­бетца Агвана Пунцука из числа 150 тибетских лам, прибывших в 1712 г.

В 1741 г. Агван Пунцук и Дамба Доржи Заяев (который совер­шил паломничество в 1734г. в Тибет и в течение 7 лет обучался в монастыре Джу) основали первый в Забайкалье Хилгантуевский (1 Монгольский) дацан. В том же году указом царского правительства ширетуй Цонгольского дацана Агван Пунцук был утвержден в должности главного ламы селенгинских и хоринских бурят. Дамба Доржи Заяев в 1752 г. был назначен ширету ламой, а после смерти Агвана Пунцука унаследовал пост главного ламы. В 1764 г. глава ламаистского духовенства получил титул пандидо-хамбо-ламы.

Хоринские буряты свои первые дацаны построили к середине XVIII в., об этом мы читаем в хронике Т. Тобоева: "На притоке Тугнуя-Зангина (недалеко от Мухоршибири) построены два деревянных дацана... но позже, в 1750-х гг., те два дацана соединили, перенесли на приток Тугнуя - Сулхару и поставили дацан под названием Даши Чойнхорлинг (иначе он назывался Янгажинским, впоследствии, по­сле его переноса на р. Галтай в 1804 г., он стал называться Галтайским). В 1773 г. был построен Кижингинский дацан, однако вскоре он сгорел и его заново отстроили уже в низовьях Мунгут, притока Кудуна. В 1795 г. на р. Ане был построен новый дацан, по Т. Тобоеву носивший название - Гандан Шаддублинг, Согласно хронике Вандана Юмсунова, "Хоринский главный тайша Ринцеев выстроил в 1795 г. на левом берегу речки Алан; впадающей в Aнy, в качестве своего личного молитвенного храма небольшой деревянный дацан под на­званием Дондуб Дашилинг. Его ламою был Дархан Нансо Ринчин... Однако важные молебствования исполнял наездами ширетуй Худунского дацана, ибо это не был дацан, утвержденный властями". Первыми главными ламами хоринских бурят, по данным Т. Тобоева, бы­ли: Дархан Нансо Лубсан Намжил - 1775 г.; после него Юмсун Гэлун Лубсан Дагбу; затем был утвержден в 1783 г. Лубсан Ширап; а в 1818 году - Лубсан Тойндол.

О том, как распространялся ламаизм среди хоринских бурят, ко­торые еще в начале XVIII века были шаманистами, говорят следующие показания современников. В 1759 г. пограничный комиссар Якоби требуя от тайшей цонгольского и ашебагатского родов све­дений и постановлений о религии бурят, писал им: "Половина вашего народа поклоняется бурхану, половина не поклоняется". Паллас, посетивший Забайкалье в 1772г., отмечая развитие религии у хо­ринцев, писал: "большая половина из них настоящие язычники и подвластны своим шаманам, однако учителя ламайского закона с немалым старанием, обращая из них свое суеверие, сопряженное с некоторым вероучением, уже успели настолько, что учредили между ними своего духовного гедзаля (гецула) с двадцатью шестью про­стыми ламами, а знатнейшие из них зайсаны, как и сам тайша, уже несколько оного закону придерживаются". Однако и спустя 30 с лишним лет хоринские сайты сообщали тайше Мардаеву, что "хотя и исповедуется у нас далай ламская вера, но большая часть хоринцев доныне следует шаманству".

Резкий скачок произошел в XIX веке - ламаизм укрепился по­всеместно среди восточных бурят. С 1741 по 1822 г. в Забайкалье числилось 18 дацанов, которые в большинстве своем представляли бедно обставленные войлочные юрты - дуганы. Если в 1741 г. было 150 лам, то в 1822 г. - уже 2502. Особенно быстрые изменения про­изошли за десятилетие с 1822 по 1831 г. За это время было основано еще 15 новых дацанов, а старые войлочные заменены деревянными зданиями. Количество лам за десятилетие увеличилось с 2502 до 5637 человек.

В 1818 г. у хоринцев было уже 10 дацанов и свыше 200 лам, во главе которых стоял Тойндол Суванов. Он, воспользовавшись хода­тайством хамбо ламы Ишижамсуева о назначении ему помощника выхлопотал эту должность для себя, хотя хамбо - лама в качестве кандидатуры назвал своего брата. Так, с 1818 по 1853 г. должность дид - хамбы находилась у хоринских лам, а кудунский дацан стал вторым по значению после Гусиноозерского.

В 1853 г. император Николай I утвердил "Положение о ламайском духовенстве в Восточной Сибири", где было определено 285 штатных единиц, а всего вместе с хувараками - 320 лам. В результа­те в хоринских дацанах было оставлено 76 штатных лам, остальных перевели в светское состояние.

Одним из самых крупных дацанов хори-бурят по праву считается Анинский дацан. Как уже было сказано, он был основан в 1795 г. А в 1808 г. рядом с деревянным дацаном был построен каменный на средства покойного тайши Дамбы-Дугара Ринцеева и тайши Галсана Мардаева. Однако после того, как в 1811 г. деревянный дацан сго­рел, а каменный пришел в негодность, поскольку "своды здания под тяжестью железной кровли лопнули и дали трещины", он был об­новлен и отремонтирован на добровольные пожертвования на сумму свыше 25 тысяч рублей. Впоследствии дацан еще не раз подвергался изменениям. Так, после землетрясения (1862 г.) и бури (1864 г.) производился капитальный ремонт здания, который затянулся до 1870 г. К этому времени Анинский дацан представлял целый архитектурный комплекс. В него входили 5 больших дуганов: Хурдуйн-суммэ, Дэнчок-сумэ, Сумэ-оточи, Сумэ Аюши и Сумэ Майдари.

Вместе с буддизмом к бурятам пришли письменность, грамот­ность и образование, наука и медицина, литература, искусство, архитектура и зодчество. Буддизм стал важным фактором формирования у бурят нравственности, новых традиций и обычаев. Под воздейст­вием буддизма формировалась бурятская национальная культура.

 
     

Свет веры.

 

С начала XVII века среди бурят распространяется и христианство, которое несло письменность, появились школы, повысилась культура быта, изменились многие обычаи, традиции. Опорными пунктами крещения у бурят служили монастыри. В церкви шла, в основном, бедная часть бурятского населения, чтобы избавиться от подати и повинностей, а также те, кто совершил преступления, дабы избежать наказания.

В XVIII в. и первой половине XIX в. крещение бурят носило добровольный характер. Начинается подготовка священников из числа бурят, строятся новые церкви. За содействие в крещении бурят даются чины и ордена.

Христианизация среди хоринцев усиливается благодаря хоринскому тайше Ринчин-Доржо Дымбылову, который принял крещение в церкви Зимнего дворца Петербурга. К началу XX в. в Бурятии сложилась весьма интересная религиозная ситуация - наличие трех религий - шаманизма, ламаизма и православия. Религии успешно уживались рядом, порождая у бурят двоеверие и даже троеверие. Самое интересное явление представляют так называемые "ясачные буряты". Это крещеные буряты, женившиеся на русских женщинах. Все чаще русские женятся на крещеных бурятках.

Можно перечислить часть деревень, которые были основаны крещеными бурятами в Хоринском ведомстве: Байсын-Эбыр, Ониноборское, Кульское, Анинское, Хасуртайское. Такие деревни полу­чили название "карымских". От слова "карым" - по бурятски "харим" - чуждый, изменивший своей вере.

В нашем районе церкви существовали в следующих селах: в Анинске - Николаевская, в Ониноборске - Ильинская, в Кульске - две церкви, одна из них Спасская, в Верхних Тальцах - большая с че­тырьмя куполами Никольская, в Тарбагатае - Споручница, в Хасурте - святого Ильи и старообрядческая часовня, часовни в Булуганске и споручница грешных в Санномысске. Престольные дни отмеча­лись в каждой деревне: в Шэбэтэ - Прокопьев день, в Булуганске - скорбящий день пред рождеством, в Ониноборске - Ильин день, в Анинске - Иннокентьев день.

Была хорошая и большая церковь в селении Додо-Онинское (с. Хоринск), которая называлась Свято-Никольская, и стояла она на том месте, где сейчас располагается пожарная часть. Священником церкви был Носырев Спиридон Капитонович из крещеных бурят, окончил Иркутскую духовную семинарию. Церковь была окрашена в голубой цвет, была она с двумя золочеными куполами, с высокой колокольней. Территория церкви была обнесена чугунной резной оградой, столбы которой стояли на кладке из кирпича, скрепленного яйцами.

Вокруг храма находилось кладбище, на котором хоронили име­нитых хоринцев: Вандакуровых, Батуриных, Самбиловых, членов семей священников. Там стояли добротные памятники, чугунные плиты-надгробья с надписями из позолоченных букв: "Святый боже, святый крепко, помилуй нас!"

Красивым был алтарь. Вся передняя стена утопала в иконах. В церкви крестили, венчали, отпевали, причащали. Особенно торжест­венно было на Рождество, Пасху, в родительские дни. Прихожане шли сюда как на праздник, одев самые лучшие наряды, принося с собой кто что мог".

Когда разрушали церковь, долго не могли разворотить фунда­мент, до того он был крепкий.

19 декабря 1993г. в день Святого Николая чудотворца (в честь которого названа церковь) состоялось возрождение Свято-Никольской церкви.

 
Свято-Никольская церковь.

 
Адрес с 1993г. – Жанаева 59.

Телефон – 23-4-71.

Штат – 8 человек.

Священник окормляет районы:

Хоринский.

Баунтовский.

Еравнинский.

Кижингинский.

Называлась Анинская Николаевская миссионерская. Построена и освящена в 1859г. Высокопреосвященнейшим Евсевием (Орленским) архиепископом Иркутским.

В 1872г. церковь была отделана внутри и снаружи усердием и попечительством крещеного бурята Батурина А.П. В 1892г. в приходе было 676 душ обоего пола.

Церковь была окрашена в голубой цвет, была она с двумя золочеными куполами и высокой колокольней с тремя колоколами. Территория церкви была обнесена чугунной резной оградой, столбы которой стояли на кладке из кирпича, скрепленного яйцами. Вокруг храма находилось кладбище, на котором хоронили именитых хоринцев: Вандакуровых, Батуриных, Самбиловых, членов семей священников. Там стояли добротные памятники, чугунные плиты – надгробья с надписями из позолоченных букв: “Святый Боже, cвятый крепко, помилуй нас!” Красивым был алтарь. Вся передняя стена утопала в иконах. В церкви крестили, венчали, отпевали, причащали. При крещении мальчиков заносили в алтарь. Прихожане шли сюда как на праздник, одев самые лучшие наряды, принося с собой, кто что мог. Когда началось разрушение церкви, все иконы увезли в лес и закопали. При разрушении церкви долго не могли разворотить фундамент, до того он был крепкий, т.к. строили его с использованием яиц. Только при помощи бульдозера с трудом разобрали.

При церкви и стане в 1875г. была открыта церковно-приходская школа. В 1888г. в ней обучалось 18 мальчиков и 2 девочки. “Для сирот других селений имеется при стане общежитие, а некоторые пользуются квартирами на пособие от миссии”.

Обучением занимались: псаломщик Димитрий Малков с сестрою, окончившею курс в Нерчинской прогимназии. Ими - же поддерживается хор певчих, приятно и впечатлительно действующий на местных жителей, утешающихся плодами религиозно-нравственного воспитания их детей, чего не давала и не дает им светская школа”. (Мелетий, 1889,с.30).

В 1910г. учителем был Василий Кириллов Пирожников. Настоятелем Свято-Никольской церкви в Додо-Анинске (Хоринске) был Носырев Спиридон Капитонович. Его отец был казаком родом из бурят служил на охране границы, а мать по национальности была украинкой. Спиридон Носырев окончил Иркутскую Духовную семинарию и получил сан священника. С 1885г. он также преподавал Закон Божий в Онинском училище. Семья отца Спиридона состояла из 11 детей: 8 сыновей и 3 дочерей. Как вспоминает Пелагея Садовская, которая в молодые годы была стряпухой в доме отца Спиридона, священника, который обслуживал всю округу, люди старались подавать самое лучшее. Она помнит, как священник возвращался домой с полной кошелкой, в которой были языки, грудинка и разные вкусные кушанья. Семья священника держала гусей, кур, баранов. В семье готовили стол на 3-4 блюда. Особенно щедрый стол собирался, когда домой приезжали дети, учившиеся в Читинской семинарии, в гимназиях. Жена священника - матушка Прасковья Александровна (в девичестве Нифонтова) была умелая, удалая женщина. Все у нее кипело, шипело, жарилось споро и вкусно. Ныне на месте стана и церкви находится пожарная часть. Вновь православны приход создан 11 ноября 1993г. Первую Литургию служил отец Вадим (Власов) 19 декабря 1994г. Церковь сейчас находится в бывшем здании клуба Строителей.

 

Священники.

1. Отец Вадим (Власов) окормлял Свято-Никольскую церковь с 1993г. до весны 1995 года.

2. Олег Викторович Щербаков – 1-й настоятель храма. Служил с апреля 1995 года до апреля 1999 года. (Родился 7 сентября 1971 года). Рукоположен 1 апреля 1995г.

3. Павел Павлович Юхно – настоятель с 16 июля 1999г. до весны 2003г. Рукоположен 6 февраля 1999г.

 

Миссионеры старой церкви.

МИХАИЛ ТЕЛЯТЬЕВ - служил в 1859 -1861 гг., знал бурятс­кий язык.

ГРИГОРИЙ КИПРИАНОВ ПОПОВ - служил в 1862 - 1865 гг. (Окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарию, знал мон­гольский и бурятский языки. В 1890-х гг. протоиерей в Иркутском округе).

СИМЕОН ИОАННОВ СТУКОВ - благочинный 2 отдела Забай­кальской Духовной миссии, служил с 3 января 1864 г. по 1877 г., знал бурятский язык, занимался краеведением, писал статьи и заметки в «ИЕВ».

АНДРЕЙ ЯСНЕВ - служил до марта 1900 г.

ИННОКЕНТИЙ АЛЕКСАНДРОВ МУРАШЕВ - служил до 1903 г.

СПИРИДОН КАПИТОНОВ НОСЫРЕВ - (бурят) - служил с 20 сентября 1904 г. по 1920-е гг. 6 мая 1914 г. награжден камилавкою (Было «11 детей: 8 сыновей и 3 дочери. Из них шестеро закончили Читинскую учительскую семинарию. Двое его сыновей, Владимир и Николай, стали врачами, старшая дочь Мария работала учителем в Онинском училище, а затем в Хасуртайской школе. Сын Гавриил, 1890 г.р., в течение 5 лет также работал в Онинском училище, затем в Тарбагатае. После Февральской революции Гавриил работал в Верхнеудинске, где становится членом Прибайкальской подпольной организации большевиков. Гавриил успешно выполнял ряд заданий, участвовал в создании ревкомов в Хоринском аймаке, оказывал помощь большевикам, заключенным в тюрьме, снабжая их пас­портами. В конце 1919 г. он назначается членом штаба Унэгэтэйского партизанского отряда. Гавриилу активно помогали братья Николай, Владимир, Михаил. В семье Носыревых во время разгула белого террора скрывались члены Центросибири Янсон, Якимов, Парняков. О революционной деятельности Гавриила подробно рассказано в книге «Борцы за власть Советов в Бурятии». Скончался Гавриил в 1932 г. (Трунев Е. Ф., Воспоми­нания, 1998, с. 179).

 

Диаконы.

 

ПРОКОПИЙ АФАНАСЬЕВ ГРОМОВ - служил до 11 февраля 1863 г.

ГРИГОРИЙ ГРОМОВ - служил с 1870г. по 1877г., позже ру­коположен во священника.

ДИМИТРИЙ МИХАЙЛОВ МАЛ КОВ - служил до 17 октября 1892г.

ИОНА АЛЕКСЕЕВ НОСЫРЕВ - (бурят) - служил с 25 августа 1902г. по 1903г.

 

Церковнослужители.

 

Василий Орлов - дьячок в 1863 -1868гг. Роман Цыренпилов - (бурят) - сотрудник стана в 1867-1868гг.

Николай Языков - (бурят) - сотрудник миссионера с июля 1867г.

Павел Власов - псаломщик, скончался 20 марта 1878г.

Димитрий Михайлов Малков - псаломщик и учитель в 1880-х гг.

Иона Алексеев Носырев - (бурят) - псаломщик и учитель до 25 августа 1902 г. (Окончил Читинскую миссионерскую школу).

Андрей Лукич Сноскарев - псаломщик и учитель с 6 апреля 1905г.

Александр Михайлов Воробьев - псаломщик в 1910-х гг.

 

Церковные старосты

 

1. Иван Филиппов – “инородец”, в 1878-1880гг.

2. Стефан Трунев – “инородец”, в 1916-1918гг.

3. Иван Викторович Щербаков – с 1995-1998гг.

4. Елена Евсеевна Афанасьева с декабря 1998-1999гг.

5. Иван Васильевич Каськов – с сентября 2002-2003гг.

6. Светлана Игоревна Григорьева – с марта 200

 

2. АНИНСКАЯ (ОНИНСКАЯ) ИННОКЕНТИЕВСКАЯ, приписная к АНИНСКОЙ (Хоринской) НИКОЛАЕВСКОЙ (Ныне село Анинск).

 

ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ:

 

Никифор Дубинин - «инородец», 1916 -1918 гг.

 

3. ВЕРХНЕ-ТАЛЕЦКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ.

Была «большая с четырьмя куполами...» (Гармаева Т.Ф., 1998, с.70).

В 1887 году 14 сентября была открыта церковно-приходская школа («ЗЕВ», 1907, № 17, с.371). С 1904 г. учителем был Инно­кентий Вас. Тарбаев (ПКЗО, 1911, с.95), сын священника, окончил в 1903 г. Читинское Духовное училище, впоследствии с 1913 г. священник.

После закрытия использовали в 1930-х гг. под клуб (НАРБ, ф.Р-248, оп.З, д.207, л.26).

В настоящее время не существует.

 

СВЯЩЕННИКИ:

 

ВИКТОР ЯКОВЛЕВ ВАХРУШЕВ - (бурят) - служил с 1910-х гг. по 1930-е гг., был заодно заведующий школой.

 

ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ:

 

Афанасий Токарев - псаломщик, с 16 декабря 1909 г. уволен.

Михаил Вильмов - псаломщик с 24 марта 1910г. по 17 сен­тября 1913г.

Алексей Дьячков - псаломщик с 7 октября 1913г. по 16 сен­тября 1916г.

Иоанн Лиханов - (бурят) - исполн. должн. псаломщика с 16 сентября 1916 г.

 

4. КУЛЬСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ.

 

Построена в 1904 г. в память проезда по Сибири наследника цесаревича Николая Александровича в 1891 г. при активном участии благочинного НИКОЛАЯ ЛУКИНА ПОПОВА («ЗЕВ», 1904 № 18, с.263). А также объявлена благодарность почетному при­хожанину Афанасию Софроновичу Лосеву «(17 лет прослужившаго Кульским волостным старшиною) за его особенные труды и усердие по устройству новаго Николаевского храма и за посто­янное внимание и содействие его во всех добрых предприятиях к благоустройству прихода и причта» («ЗЕВ», 1904, № 18, с.264).

«Причт и прихожане Кульского прихода приносят глубокую благодарность Приставу 1-го стана В.-Удинского уезда Василию Исааковичу Ганечко, за сделанное им пожертвование в сумме ста руб., на ремонт Кульского Никольского храма» («ЗЕВ», 1914 №4, с.114).

«Кульск - центр северо-восточной части Верхнеудинского уез­да. В Кульске сосредоточены все административныя и просветительныя учреждения: стан, врачебный участок, благочиние, 2-х классное училище, библиотека-читальня; в скором времени от­крывается лечебница, предположено к открытию 4-х классное училище» («ЗЕВ», 1912, № 2, с.40).

 

СВЯЩЕННИКИ:

 

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВ ПЛЯСКИН - служил с 1904 г., был законоучителем 2-х классного училища.

 

5. КУЛЬСКАЯ СПАССКАЯ.

 

Открыта в 1800 г. В приходе сей церкви, в селе Санномысск существовала одноклассная церковно-приходская школа, в ко­торой в 1910-х гг. учителем был Яков Васильев Ковалев (ПКЗО 1911, с.95; «ЗЕВ», 1913, №№ 3-4, с.15).

«Жалованье псаломщику 100 руб., земля сенокосная, руга и дома есть, дворов 394, жителей м.п. 1214, ж.п. 1228» («ЗЕВ» 1910, №№8-9, с. 218).

 

СВЯЩЕННИКИ:

 

АЛЕКСАНДР ИЛЬИН БОБРОВНИКОВ - его отец из казаков Черниговской губернии, а мать из крещеных буряток; родился в 1793 г.; учился в Иркутской Духовной семинарии; в марте 1817 г. женился на крещеной бурятке из Косой степи «по братскому об­ряду»; в совершенстве владел монгольским и бурятским языками-служил миссионером среди хоринских бурят в 1820-х гг. Сделал много переводов христианских книг на монгольский язык. Впоследствии был преподавателем монгольского языка в Иркутской Духовной семинарии. Скончался в 1832 г. в сане протоиерея. Составитель первой монгольской грамматики на русском языке, опубликованной в Санкт-Петербурге в 1835 г. Его помощником в миссионерском служении при Кульской Спасской церкви был крещеный бурят Михаил Сперанский, которому за его труды Высокопреосвященнейший МИХАИЛ благословил но­сить священническую рясу.

КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВ СТУКОВ - (бурят) - служил миссионером с 19 июня 1843 г. по 1850 г. (Родился в 1808 г. Окончил Иркутскую Духовную семинарию. Служил благочинным Нерчинского Воскресенского собора, здесь при помощи декабристов основательно изучил польский, французский и немецкий языки. Занимался крае­ведением, имел много научных публикаций, был действительным членом ИРГО, за свои научные труды награжден от Русского геогра­фического общества серебряной медалью. Скончался в сане прото­иерея в с. Оек Иркутского округа 23 декабря 1883 г. Ныне его рукописи и библиотека хранятся в Иркутском университете).

ГРИГОРИЙ КИПРИАНОВ ПОПОВ - служил в 1865 - 1880-х гг.

НИКОЛАЙ ЛУКИН ПОПОВ - благочинный, служил с 1890 г. по 21 июня 1904 г. (Затем переведен настоятелем Нерчинского Вос­кресенского собора, в 1910 г. - протоиерей.).

АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВ ПЛЯСКИН - благочинный, служил с 6 июля 1904 г. по 22 сентября 1911 г. (6 мая 1907 г. награжден камилавкой).

ВАСИЛИЙ НИКОЛАЕВ ТИТОВ - служил с 18 ноября 1911 г. по 25 января 1912 г.

БОРИС ЦВЕТКОВ - служил с 25 января 1912 г. по 5 октября 1914 г.

ПАВЕЛ ЛИТВИНЦЕВ - настоятель и исполн. обязанности бла­гочинного 20 округа с 7 октября 1914 г.

 

ДИАКОНЫ:

 

ПАВЕЛ АЛЕКСАНДРОВ НИФОНТОВ - (бурят) - служил до 13 августа 1904 г.

ИОСИФ СЕЛЕЗНЕВ - служил до 1907 г.

ЕВСЕВИЙ ТАТАУРОВ - (бурят) - служил с 30 апреля 1910г. по 1912г.

ГЕОРГИЙ КОМАРОВ - служил до 1 января 1914 г. и был учи­телем в местной церковно-приходской школе.

МИХАИЛ ВИЛЬМОВ - служил на должности псаломщика с 26 сентября 1915г.

 

ЦЕРКОВНОСЛУЖИТЕЛИ:

 

Константин Титов - исп. должн. псаломщика до 3 июня 1871 г.

Яков Яковлев Ерженин - псаломщик с 27 сентября 1871 г.

Василий Семенов Богоявленский - псаломщик с 1 сентября 1904 г. по 1910 г., впоследствии священник в Читинском женском монастыре.

Виктор Яковлев Вахрушев - (бурят) - псаломщик с 26 октября 1907г.

Евсевий Татауров - (бурят) - псаломщик с 1910 г.

Александр Чурсинов - псаломщик до 17 мая 1911 г.

Михаил Вильмов - псаломщик с 17 сентября 1913г. По 26 сентября 1915 г.

 

ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ:

Викентий Прокопьев Мошанов - крестьянин, с 1863г.

Иов Александров Сотников - крестьянин, в 1878-1880 гг.

Александр Иванов Пластинин – крестьянин, в 1893 - 1896 гг.

 

6. ОНИНОБОРСКАЯ ПРОРОКО-ИЛЬИНСКАЯ

 

Построена в 1910-х гг. При церковно-приходской школе в 1910г. учительницей была Агафия Ляпунова (ПКЗО, 1911, с. 96).

 

7. ТАРБАГАТАЙСКАЯ в честь иконы ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «СПОРУЧНИЦЫ ГРЕШНЫХ»

 

Первая церковь была построена в 1873 г. Вторая построена в 1903 г., а освящена 28 мая 1904 г. При одноклассной церковно-приходской школе в 1910 г. учителем был Гавриил Спиридонов Носырев (сын священника), окончивший в 1906г. Читинское Духовное училище (ПКЗО, 1911, с.95).

Закрыта постановлением Президиума Верховного Совета БМАССР от 31 июля 1938г.

 

ЦЕРКОВНЫЕ СТАРОСТЫ: Дорофей Михайлов Разсадин – крестьянин 1917 гг.

 

8. ХАСУРТАЙСКАЯ ПРОРОКО-ИЛЬИНСКАЯ

 

«Образовалась Хасурта давно. В 1804 г. тайша Xоринского ведомства Будаев за принятие бурятами православия выслал крещеных инородцев в знак наказания в лесную глушь с ключевой речонкой - Хасуртай. В1821 г. был составлен общественный приговор оседлых инородцев Хасуртаевского селения о приеме к себе на поселение крестьян Куйтунского селения Куналейской волости в числе 22 душ для того, чтобы учиться у них земледелию. Большинство ясачных инородцев исповедовало старообрядчество и называлось семейскими. Те же потомки оседлых бурят, которые исповедывали православие, называлось карымами. Так Хасуртаевское селение было разделено на два земельных общества: «ясашные» и «хрисьяне». По сведениям Кульского волостного правления за 27 марта 1884 г. селение Ха­суртаевское находится в 25 верстах от Верхнеудинского тракта, от близлежащих селений в 30 верстах, число дворов -15, населе­ние - 74 человека. К Хасуртаевскому селению были причислены на вечное поселение уволенные от каторжных работ 15 человек. Несмотря на возражения инородцев, вновь прибывшим была вы­делена пахотная и сенокосная земля. Многие из них обзавелись семьями и перешли в старообрядчество. Дореволюционная Хасурта представляла собой единственную узкую улицу с одно­сторонней застройкой домов. На другой стороне улицы находи­лись огороды и бани. На западном краю деревни была сопка, на которой стояла церковно-приходская школа, православная цер­ковь и карымское кладбище. Южнее кладбища расположился ста­рообрядческий погост» (Иванов В.Ф., 1998, с.73-74; Глуховцов В., 1902, №38).

Закрыта постановлением Президиума Верховного Совета БМАССР от 27 декабря 1938 г. (НАРБ, ф.Р-248, оп.11, д. 105, л.22).

 

МОЛИТВЕННЫЕ ДОМА:

 

9. БУЛАГАНСКИЙ.

Данных не имеется.

 

ЧАСОВНИ:

1.КАРБАИНОВСКАЯ.

Разобрана и перенесена в 1936 г.

2. КУЛЬСКАЯ.

Каменная, находилась на северном склоне горы, ныне ут­рачена.

3. САННОМЫССКАЯ в честь иконы ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ «СПОРУЧНИЦЫ ГРЕШНЫХ».

Данных не имеется.

4. ТАРБАГАТАЙСКАЯ.

Данных не имеется.