Художественная летопись Бурятии
Дамба Жалсараев — один из самых зрелых современных поэтов Бурятии. Наиболее характерные особенности для его творчества — умение использовать художественные образы, приемы и средства родного фольклора. Он — автор многих поэтически-образных находок, таких, как «резьба по небу», «плетью ветра избитый», «безжалостным словом себя хлестала, как будто кнутом», в которых традиционно-национальное сочетается с современными представлениями. В его поэзии есть немало примеров творческого использования образа коня, который в каждом случае приобретает новые эстетические качества и эмоциональные оттенки.
Лежит земля, от солнца золотая,
А ты скачи, скачи во весь опор,
На острую луку седла мотая
Простор степей и времени простор!
(Из стихотворения «О, путь неудержимый» в переводе О. Дмитриева.)
Сквозь простор, сквозь время
С хорошим самым другом —
Стремя в стремя!
Скакать вперед, откинувшись в седле,
По жизни, необъятной и суровой...
(Из стихотворения «Слово о родной земле».)
В этих стихотворениях образ коня выступает лишь как символ стремительного движения вперед лирического героя «по жизни необъятной». Приверженность поэта к этому образу навеяна фольклором. Образ коня в бурятском фольклоре символизировал все добрые начала: благородство, преданность, честность, трудолюбие, силу, красоту, т. е. все те качества, которые требовались от лошади — постоянного помощника и спутника в нелёгкой жизни кочевника-степняка.
Традиционность образа коня в бурятской поэзии подчеркивает Д. Жалсараев так:
И как степей без жаворонка нет, ..
Так у бурят и песни нет такой,
В которой не был бы скакун воспет
Хотя б одной-единственной строкой!
Строк таких у Жалсараева немало. Он умело варьирует содержание образа.
Д. Жалсараев, вновь и вновь обращаясь к образу коня, стремится ярче и глубже раскрыть разнообразные явления многогранной действительности.
Когда железные поводья
Перебирая на ходу,
Как по линейке он проводит
За бороздою борозду...
Но трактор встал у поворота.
Водитель, кончив труд дневной,
Со лба стирает капли пота
Ладони тыльной стороной.
И в этот миг прошла усталость.
Стального гладит он коня:
«Что, ныне здорово досталось?
Хоть ты железный у меня,
Но после, брат, денька такого
Тебе бы надо на курорт!»
(Из стихотворения «Тракторист».)
Опыт Жалсараева показывает, как надо использовать художественные традиции прошлого в конкретном художественном контексте. Важно, чтобы образы, приемы фольклора органически вплетались в общую идейно-художественную ткань произведения, способствовали более глубокому и образному раскрытию его содержания.
Поэтому голословное отрицание значения фольклора или, скажем, умаление его художественной ценности в творческой лаборатории современного писателя — явление ошибочное. Другое дело, когда фольклорные образы и приемы используются без творческого переосмысливания, а для придания произведению большего «национального колорита». Так использовать фольклор нельзя.
На примере творчества Д. Жалсараева мы видим, что в современной поэзии через традиционные образы можно проявить самые глубокие чувства и тончайшие переживания человека, а также оттенить явления, имеющие поистине историческое значение. Образ коня удачно используется в творчестве многих бурятских писателей, и каждый раз он приобретает новые краски, новое смысловое выражение, новое звучание, расширяя эстетические и изобразительные возможности литературы.